Куда мы идем?

Kuda-my-idemСреди Нацобъединений СРО строительной области (проектировщиков, изыскателей, строителей) в настоящее время лишь в Национальном объединении СРО проектировщиков сложилась спокойная и творческая обстановка.

В 2010 году Государственная Дума России своим решением ввела в строительную отрасль институт саморегулирования. На сегодняшний день у него уже есть своя хроника становления и развития. По мнению многих, государство навязало обязательное участие строительных, изыскательских и проектных компаний в СРО, и пока это, к сожалению, не принесло желаемых результатов: каких-либо особых улучшений в повышении безопасности и качества строительства не видно, сотрудничество Нацобъединений саморегулируемых организаций с властями назвать продуктивным сложно. Что же касается «консолидации профсообщества», здесь хоть и есть заметный положительный сдвиг, но все равно присутствуют «расслоение и раскол». Вполне возможно, что причина скрывается в самом механизме строительного саморегулирования, при котором положение у СРО двоякое: при задачах не пропускать на рынок непрофессиональные и неподготовленные предприятия, они одновременно с этим существуют на взносы своих участников, причем благосостояние управляющей верхушки напрямую зависимо от численности фирм, занесенных в реестр организации.

Наше государство неуклонно стремится к расширению рынка, не обремененного ограничениями, из-за чего ему приходится увеличивать экономическое и финансовое воздействие на управление такового. В настоящий момент абсолютно во всех отраслях, в том числе и культурной, главное действующее лицо в компании, не считая акционерного общества, — директор. Исключением не стало и саморегулирование в строительной области — нередко руководитель СРО обладает большими полномочиями, нежели представители профсообщества. Наглядных примеров тому множество, один из них — история с СРО Некоммерческое партнерство «МОС».

Кроме того, в каждом из Нацобъединений СРО, как ни грустно, но уже сформировалась та или иная кризисная ситуация, возникшая из-за постоянных скандалов, касающихся неправомерного либо нецелевого использования средств директорами аппаратов объединений. Однако профсообщество, состоящее из строителей, проектировщиков и изыскателей, не желает так сразу отказываться от нового инструмента существования и не намерено сдаваться без боя.

О том, что НОИЗ на грани серьезнейшего кризиса известно давно и многим. Объединение недополучает больше половины членских взносов, периодически возникают разногласия с крупнейшими саморегулируемыми организациями. К примеру, никак не закончатся выяснения отношений между Нацобъединением изыскателей и изыскательной СРО Некоммерческое партнерство АИИС. В дополнение ко всему, как грибы «растут» коммерческие СРО, исправно регистрирующиеся в Ростехназдоре. Их численность почти достигла критической массы, способной выкупить у НОИЗ контрольный пакет акций. По мнению экспертов, вполне возможен скорый распад Нацобъединения изыскателей, поскольку в случае его управления людьми, далекими от инженерных изысканий, профессиональные участники данного рынка предпримут попытку создать новое альтернативное объединение, последствия чего долго себя ждать не заставят.

Похожая ситуация сложилась в НОСТРОЙ. Еще не так давно Совету объединения пришлось под давлением профсообщества сменить руководителя аппарата. Кресло М. Викторова теперь занимает И. Пономарев. Однако положение это не исправило — при обсуждении сметы между руководящими органами и участниками Нацобъединения строителей возникло явное неприятие взаимных идей. Члены НОСТРОЙ не согласны ни с механизмом принятия решений, ни с распределением и расходованием финансов объединения. Руководство же во всеуслышание обещает на пятнадцать-двадцать процентов сократить численность работников аппарата и улучшить эффективность деятельности штатных специалистов, не объясняя при этом, как именно будет выглядеть данная эффективность и уходя от ответов на вопросы, где в запланированной смете на расходы на 2013 год статья доходов. В итоге получается, что СРО-участники НОСТРОЙ борются даже не за результаты качества работы строителей или деньги, а за то, чтобы к ним просто относились с уважением. Радует одно: так называемая строительная оппозиция СРО пока не представляет собой единое целое, а значит и радикальное реформирование механизма взаимодействия в Нацобъединении строителей пока вряд ли состоится. Во всяком случае, нынешний глава аппарата по-прежнему славится высокомерным отношением к простым директорам саморегулируемых организаций и до сих пор не избавился от амбиций значимости должностного лица. К слову сказать, результативность его деятельности в Минрегионе дает повод задуматься в эффективности его труда на новом месте.

Очень обидно, что из-за разногласий внутри НОСТРОЙ не заметны успехи объединения в сфере технического регулирования и стандартизации.

Среди Нацобъединений в НОП в первом сменился руководящий состав, сократился объем членских взносов и были пересмотрены принципы взаимного сотрудничества аппарата объединения с СРО. Действующий глава Нацобъединения проектировщиков М. Посохин практикует регулярное посещение регионов, постоянно заявляя при всех о том, с каким должным вниманием он относится ко мнению и интересам профсообщества. У проектировщиков сегодня практически полностью решены проблемы формирования сметы, определен регламент работы объединения. Правда, о результативности сотрудничества с государственными органами пока говорить не приходится, но опытные специалисты к сложившейся ситуации относятся с пониманием, так как для саморегулирования три года — срок еще очень малый. Положительным и весьма значимым моментом во всем этом можно считать то, что проектные СРО решают даже самые сложные задачи у себя внутри, не ознакомляя с проблемами сторонних лиц. Например, в НОП создавшиеся в данный момент весьма непростые конкурентные отношения между архитекторами, инженерами, проектировщиками и директорами проектных компаний стараются урегулировать с помощью мирного диалога.

Если заглянуть в будущее

В настоящее время экспертами строительных СРО вполне серьезно обсуждается вопрос, может ли государство отказаться от функционирующей сейчас схемы саморегулирования…

Поскольку судебная практика по регламенту сбора средств на нужды Нацобъединений постоянно ширится и растет, руководители саморегулируемых организаций рассматривают возможность существования СРО с малым числом участников…

Обоснованная тревога возникает относительно финансовой стабильности саморегулируемых организаций по причине модернизации законодательства в области ответственности СРО-членов и порядка компенсации ущерба третьим лицам, а именно, вступления в силу с начала июля текущего года шестидесятой статьи ГрК РФ.

Очевиден тот факт, что исключение из саморегулирования производителей стройматериалов и застройщиков замедляет создание новой рыночной регулировочной системы. Хотя не так давно было сформировано «Национальное объединение застройщиков жилых объектов», а это означает, что, возможно, в ближайшем будущем Градостроительный кодекс вновь подвергнется корректировке и т. п., однако пока неясно, изменится ли после этого система саморегулирования.

Довольно странно выглядит позиция руководства страны касательно действующего механизма допуска компаний на рынок: в Ростехнадзоре постоянно регистрируются новые саморегулируемые организации, сверка документов которых практически не производится. Ко всему прочему, госзаказчик не спешит признавать стандарты, разработанные и принятые СРО.

К сожалению, сегодня сложно предвидеть, как в дальнейшем будет развиваться институт строительного саморегулирования, можно только догадываться, как при гадании на картах, что его ждет. Но, как говорится, для того чтобы вырисовалась полная картинка, даже самый сложный пасьянс необходимо сложить полностью.

Новости

2 Март

В Сахалинской области обновлен регламент лицензирования работы с металлоломом

dm-jur.ru-Minprom-Sahalinskaya-obl-200x200

Министерство торговли и продовольствия Сахалинской области 28 февраля утвердило Приказ № 3.37-4-п «О внесении изменений в приказ министерства торговли и продовольствия Сахалинской области от 28.04.2016 № 3.37-28-п «Об утверждении административного регламента министерства… по исполнению государственной функции «Осуществление лицензионного контроля заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов».

Подробнее

9 Февраль

Минстрой ответил на вопросы про регионализацию саморегулирования

200х200-dm-jur.ru-stroiteliПравовой департамент департамент Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации представил разъяснения по некоторым сложным вопросам, которые возникли после вступления в силу поправок в отраслевое саморегулирование (Федерального закона от 03.07.2016 No 372- ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Вопросы были направлены Ассоциацией «Национальное объединение строителей». НОСТРОЙ, в свою очередь, ими озадачили члены СРО и работники самих партнерств. Вопросы касаются членства организаций в строительных СРО, в том числе применения принципа регионализации

Подробнее

Все новости

Полезные ссылки